Публикации

Введение Богородицы во храм: праздник, предвозвещающий Христа

4 декабря отмечается Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из двенадцати особо почитаемых в Православной Церкви праздников. «Сие приключение младенчествующей Богоневесты, – говорит святитель Филарет Московский, – есть некий начаток Ее обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству».

Церковное Предание

Содержание события, послужившего поводом для установления праздника, сохранило Предание Церкви. В канонических Евангелиях нет сведений о рождении, детстве и юности Царицы Небесной. Поэтому рассказ о введении Пречистой Девы во храм мы можем найти в более поздних апокрифических текстах. Самым авторитетным считается «Протоевангелие Иакова».

Обет Богу

Известно, что родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до самой старости не имели детей. Супруги неотступно просили Бога о ребенке и дали обещание: если у них родится чадо, то они отдадут его на служение Господу. И чудо свершилось.

В «Протоевангелии Иакова» есть интересный эпизод: когда Божией Матери исполнилось два года, праведный Иоаким захотел исполнить обет. Но святая Анна попросила его оставить Дочь в доме еще на год, чтобы «ребенок не стал искать отца или мать». По словам доктора церковной истории Михаила Скабаллановича, «только опасение, что любовь слишком малолетнего ребенка будет обращать взоры его к родителям, а не всецело будет отдана Господу, удержало родителей от исполнения своего обета».

Год спустя праведная чета выполнила обещание. Торжественная процессия в сопровождении отроковиц с зажженными свечами подошла к Иерусалимскому храму. Здесь Пречистую Деву встретил первосвященник Захария в окружении иудейских священников.

Удивительные моменты

Вход в храм предваряли пятнадцать крутых ступеней. Когда Деву Марию поставили на первую, Она, несмотря на Свой возраст, легко преодолела и остальные.

Первосвященник Захария благословил Пресвятую Деву, и по внушению свыше, ввел Ее во Святая святых – самое священное место в храме. Право входить туда имел лишь первосвященник и только раз в год, после принесения особой жертвы (см. Евр. 9. 7). Так была явлена исключительная роль Младенца Марии в судьбе человечества.

Второе Рождество

О высоком значении события введения во храм в жизни Богородицы говорит Михаил Скабалланович: «Оно (введение – прим. авт.) настолько изменило все дальнейшее течение жизни Богоизбранной Отроковицы, что его можно было назвать вторым рождением Ее для жизни новой – для жизни, посвященной одному Богу».

Новый этап

С этого события в жизни Пресвятой Девы начался новый этап – Она до двенадцатилетнего возраста воспитывалась при Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним Стридонский, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». В Предании сохранились сведения, что Богоизбранная Отроковица всецело посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию.

Имея твердое желание хранить девство, Пречистая была обручена праведному Иосифу. О дальнейшей жизни Святого Семейства мы находим повествование в канонических Евангелиях.

Возникновение праздника

Считается, что Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из самых поздних праздников среди двунадесятых. Исследователи относят его появление к середине VI столетия. В IX веке праздник получил широкое распространение на христианском Востоке, а окончательно вошел в число двунадесятых после XIV века. Сейчас сложно представить, но до середины XVII века всенощное бдение накануне праздника Введения совершалось исключительно в одноименных церквях.

Богослужебные особенности

Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл (по одному дню на предпразднство и сам праздник, а также четыре дня на попразднство, включая последний день на отдание).

Тема Введения появляется в богослужении задолго до праздника: 21 ноября на литии хор исполняет стихиру «Днесь боговместимый храм Богородица».

Само праздничное богослужение не отличается от служб прочих двунадесятых богородичных праздников. В числе основных отличий можно отметить исполнение песнопения «Христос раждается, славите». С 4 декабря мы часто сможем услышать эти торжественные слова на богослужениях, вплоть до праздника Рождества Христова. Так выражена связь между Введением – началом подготовки Божией Матери к Ее будущей миссии – и рождением Спасителя.

Событие Введения во храм Пречистой Девы стало предвозвестием будущего Боговоплощения. Об этом сказано в ключевом тексте этого дня – тропаре праздника: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».

Символы храма

И в богослужении, и в иконографии праздника развивается тема храма. Рассмотрим паремии, которые читаются на всенощном бдении накануне праздника. В первом отрывке рассказывается об установке и освящении скинии – походного храма (см. Исх. 40, 1-5; 9-10;16; 34-35). Чтобы понять, почему этот эпизод вспоминается в праздник Введения, вновь обратимся к трудам Михаила Скабаллановича: «Церковь в поставлении скинии среди еврейского народа видит прообраз празднуемого события и самой Богородицы. Как тогда чрез поставление скинии Господь таинственно стал обитать среди Своего народа, так теперь Пресвятая Дева была введена во святой храм, чтобы приуготовиться в жилище Христа – Царя небесного, благоволившего чрез Пресвятую Деву воплотиться и жить с людьми, среди людей».

Вторая паремия посвящена воспоминанию строительства и освящения храма царя Соломона (см. 3 Цар. 8, 1; 3-7; 9-11). Церковь призывает христиан увидеть путь, указанный примером Царицы Небесной: уготовить в своей душе храм, где мог бы обитать Дух Божий.

Третья паремия – это пророчество о том, что пленные иудеи вернутся в Иерусалим и восстановят храм, разрушенный царем Навуходоносором (см. Иезек. 43, 27; 44, 1-4). По толкованию блаженного Феодорита, в этом тексте пророк Иезекииль обращает внимание на восточные врата храма, через которые однажды вошел Господь. Они символизируют Богоматерь, Которая будто бы открыла Богу дверь в человеческий мир.

Эпохи Иерусалимского храма

Благодаря этим паремиям мы можем наблюдать историю возникновения храма. Она начинается с момента, когда Господь «мышцею крепкою» вывел евреев из Египта и повелел пророку Моисею соорудить скинию, которая была прототипом будущего храма. В ней находилось особое помещение, называвшееся Святая святых. Там разместили Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, данные пророку Моисею на Синае, процветший жезл первосвященника Аарона и сосуд с манной небесной. Эти святыни напоминали о покровительстве Божием во время исхода из Египта и странствования в пустыне.

skiniya.jpg

Затем царь Соломон воздвиг Богу каменный храм, куда были перенесены святыни из скинии. В 586 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим. Соломонов храм был разрушен, а большинство жителей угнано в плен. В 515 году, после возвращения из неволи, храм и стены Иерусалима были заново возведены. Началась эпоха «второго храма». Именно в этот храм и была приведена Пресвятая Дева.

По сравнению с прежним храмом царя Соломона второй представлял собой бедное, маленькое строение, лишенное украшений. Ковчег Завета не сохранился и самое священное место было пустым.

В 37 году до Рождества Христова Ирод Великий стал фактически царем Иудеи, взяв Иерусалим штурмом. Храм сильно пострадал. Правитель предпринял масштабные работы по реконструкции Иерусалимского храма, желая сделать его более величественным.

maket-hrama-posle-rekonstr-iroda.jpg

На фотографии вы видите макет храма после реконструкции Ирода Великого. И хотя он был значительно перестроен, основной план храма оставался неизменным.

Иконография праздника

На иконе Введения Пресвятой Богородицы во храм на переднем плане композиции изображена процессия, направляющаяся к храму. Во главе нее – Богородица, за Своей Преблагословенной Дочерью следуют Ее родители. Они вручают Пречистую Деву первосвященнику Захарии, который склонился навстречу к Богоизбранной Отроковице. За праведными Иоакимом и Анной расположены девы, держащие в руках горящие свечи.

Трехлетняя Пресвятая Дева одета в мафорий – это большой плат, который носили замужние палестинские женщины. Чаще всего Богородицу изображают в красном мафории, синей тунике и голубом чепце. Плат символизирует материнство Пречистой, а синий цвет туники – девство. Мафорий может быть украшен тремя золотыми звездами и окантовкой. Золотые звезды – символ непорочности, а кайма – знак прославления Царицы Небесной.

4354321123.png

Композиция иконы Введения имеет примечательную деталь: фигура Пречистой Девы всегда изображается значительно меньше остальных (что указывает на Ее трехлетний возраст). При этом облик Богородицы вовсе не детский.

На заднем плане композиции – храм. Традиционно он изображается в виде шатра на тонких колоннах, который находится внутри невысокой ограды. В открытых дверях ограды, которые напоминают Царские врата, виден престол. Эти элементы можно толковать как зримое воплощение аллегорических образов богослужебных текстов праздника. Например: «к Ней же дивяся Захария вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери».

В верхнем углу иконы за фигурой первосвященника Захарии помещена характерная для этого сюжета сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела. Эта тема тоже продиктована богослужебными песнопениями: «Небесным воспитана Дево хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни хлеб, Слово».

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы прославляем Пречистую Деву Марию – священный и чистейший сосуд, послуживший делу нашего спасения. Размышляя о периоде Ее воспитания в Иерусалимском храме, будем подражать добродетелям Пречистой: любви к изучению Священного Писания, Ее смирению и доверию к Промыслу Божию, Ее доброте и милосердию к нуждающимся.

Иерей Димитрий Трофимов

Публикация газеты «Православный Симбирск»