Святые дни
Начались Свя́тки – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника. Что мы знаем об этих святых днях: когда их стали отмечать, в чем богослужебные и бытовые особенности святок, какие обычаи с ними связаны, и какие языческие пережитки порой пытаются «привязать» к начавшемуся периоду?
Факт первый. Особым периодом Церковь начала считать дни между праздниками Рождества Христова и Богоявления с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Факт второй. На святки пост в среду и пятницу отменяется, коленопреклонение в храмах и за домашней молитвой не совершается.
Факт третий. К богослужебным особенностям этих дней можно отнести отсутствие привычных в обычные дни песнопений и молитвословий из Октоиха (Осмогласника).
Факт четвертый. Также в эти святые дни не совершаются венчания.
Факт пятый. Святки можно условно разделить на три периода: основную их часть составляет попразднство Рождества Христова, которое завершается 13 января, в отдание праздника; на эти дни также выпадают Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого, отмечаемые 14 января, и предпразднство Богоявления, начинаемое с 15 января. 18 января, в Крещенский сочельник, уже соблюдается строгий пост, поэтому нередко его не относят ко времени святок.
Факт шестой. Среди народных обычаев, связанных с Рождеством и святками, наиболее известной является традиция колядования, когда дети и молодые люди ходят по соседним домам и поздравляют их обитателей с Рождеством Христовым, поют духовные песни, а хозяева жилищ одаривают гостей символическими угощениями. У участников колядования можно было увидеть необычные яркие наряды, а перед собой они несли изображение Вифлеемской звезды. Сейчас колядование нередко бывает по-настоящему миссионерским событием – главное, не увлекаться реконструкцией обрядов, а помнить о главной его цели: напомнить окружающим о великом событии пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и поделиться с окружающими радостью о родившемся Богомладенце.
Факт седьмой. Не менее привычной традицией этих дней является посещение родственников, чтобы разделить с ними радость Рождества Христова, и устройство угощения для гостей у себя дома.
Факт восьмой. К сожалению, намного менее сейчас распространено стремление почтить эти святые дни делами милосердия: посещением больных и немощных, милостыней нуждающимся, подарками тем, кто унывает, и пр.
Факт девятый. Есть еще один обычай, который хотят привязать к святкам и даже таким образом «оправдать» его. Речь о так называемых «святочных гаданиях». Нужно помнить: ни в какой день и ни при каких условиях гадания не могут считаться хоть каким-то образом приемлемыми для христианина – это языческие обычаи, связанные с волхованием и общением с нечистыми духами. Так стоит ли такими однозначно греховными действиями осквернять эти святые дни?