27 сентября 2024 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище была отслужена Божественная литургия.
На сугубой ектении возносились особые прошения, затем прозвучала молитва о Святой Руси.
По окончании Литургии клирики прихода совершили славление и поклонились Кресту Господню.
Обратившись к собравшимся в храме со словом проповеди, настоятель ваганьковского прихода священник Алексий Котемака сказал:
«Сегодня Святая Церковь совершает праздник Воздвижения Креста Господня. Крест – это орудие смерти, и когда взираешь на него и слышишь сегодняшнее Евангельское чтение, по-человечески становится трудно понять ту великую любовь, которую явил Господь наш Иисус Христос. Потому что Он, вися на Кресте, как никто иной должен был на всех обижаться.
В первую очередь, наверное, должен был обижаться на фарисеев, потому что те сотворили суд неправедный. Они устроили судилище, лгали Пилату, обвиняя Христа в создании тайного общества и всячески подвигая на то, чтобы Господа распяли. С другой стороны, у них была, наверное, какая-то своя правда: они защищали веру, свой Закон, свои предания – например, о том, что нужно есть умытыми руками, о том, что не нужно творить дела в субботу. И приходит человек, который начинает учить совершенно иному: что суббота, оказывается, для человека, а не человек для субботы, что умывание рук – совершенно человеческая заповедь, которую можно даже и не соблюдать, и многое другое…
С другой стороны, Господь мог обижаться и на апостолов, которые были рядом с Ним, на учеников, которые тысячами ходили за Христом. Мы с вами прекрасно знаем историю о том, как Господь насыщает более пяти тысяч человек – и где же они все? А ведь в этот праздник почти все были в Иерусалиме. Но Христос практически одинокий висит на Кресте – рядом с Ним остаются только апостол и евангелист Иоанн Богослов, Матерь Божия и жены мироносицы – остальные разбежались в страхе, ибо боялись, что их точно так же поймают, точно так же осудят. Если судить по-человечески, почему они так поступили? Ты идёшь за человеком, и казалось бы – вот оно, ожидаемое царство Мессии, когда Израиль войдёт в силу и сбросит с себя гнёт римского владычества, а Иисус Христос говорит: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18. 36). А еще Он говорит вещи, которые для иудея казались немыслимыми: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6. 53), и многие отходят от него. А после они видят, как Господь безропотно себя предаёт в руки стражников в Гефсиманском саду, и в страхе убегают, потому что у них есть, конечно же, свои дома, жены, дети. А они ещё не понимают…
Были рядом с Крестом Христовым римские солдаты, следовавшие приказу Понтия Пилата. Казалось бы, Пилат тоже понимал, что невинного человека осуждают на смерть, но что ему до того? Для него и для его солдат было важно, что чтобы не случилось беспорядков в городе – буйном, неспокойном, знавшем уже несколько мятежей, которые были довольно жестоко подавлены. Для Понтия Пилата было важнее избавиться от одного невинного, лишь бы в городе было все спокойно.
Получается, у каждого была своя правда, и вроде бы каждый с позиции этой правды был неосудителен – но вместе с тем Христос распинается, Истина висит на Кресте.
И Господь на Кресте произносит слова: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23. 34).
Братья и сестры! Бывает, нас в жизни одолевают различные смущения, раздражения, горести, и для нас это становится как будто крестом. И когда нас обижают, готовы ли мы следовать примеру, который показал нам Господь на Кресте, и прощать тем, кто обижает нас, отпускать тем, кто раздражает нас?
Великая сила Божией любви с Креста осиява́ет каждого из нас. И дай, Господи, чтобы мы, совершая крестные знамения, причащаясь Святых Христовых Таин, приобщались к этой любви и проявляли ее в своей жизни, и если в какой-то момент будем восходить на свою маленькую голгофу, говорили: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят». Если мы от сердца будем прощать людям долги, которые они перед нами сотворили, то и Бог простит нам. Да поможет нам Господь в этом. Аминь».
Настоятель также сердечно поблагодарил всех прихожан, принявших участие в уборке храма Воскресения Словущего после продолжительной реставрации и украшении его к престольному празднику, который отмечался 26 сентября.