22 сентября 2024 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, в Андреевском храме на Ваганькове была совершена Божественная литургия. В этот день также чествовалась память праведных Богоотец Иоакима и Анны, родителей Божией Матери – празднование приходится на следующий день после Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
В этот день прозвучали три Евангельских чтения. В частности, верующие услышали притчу Господню о злых виноградарях, которые убили посланников, отправленных к ним Хозяином виноградника, а потом и его Сына. Еще одно чтение, приуроченное ко дню памяти праведных Иоакима и Анны, содержит слова: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8. 16-17). Особенностью этого дня также является особое чествование грядущего праздника Воздвижения Креста Господня, так что в воскресенье перед ним читается евангельское зачало, в котором говорится: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 13-15).
Об этом в проповеди по окончании богослужения напомнил прихожанам священник Сергий Матюшин: «Казалось бы, совсем не похожи между собой эти евангельские отрывки, но на самом деле они объединены вместе темой жертвенности, которую Господь ждет от нас. В притче Господин виноградника ждал от виноградарей, что они принесут какую-то жертву, но жертву в итоге принесли посланные к ним, а потом и Сын. О жертве – Жертве Крестной – говорит нам и чтение в преддверии Воздвижения. И в евангельском зачале дня памяти праведных Иоакима и Анны указывается на то, какую они жертву принесли: родители Матери Божией поняли изначально, что ребенок, который чудесно у них родился, должен быть посвящен Богу. Престарелые родители осознали, что этот дар – не им дар, а дар человечеству, дар всему миру. И поэтому они жертвуют – отдают свою дочь на воспитание в храм».
Все эти евангельские отрывки объединены темой любви как жертвенности, подчеркнул священнослужитель. Он указал на то, что обычно мы под любовью подразумеваем все что угодно – дело в том, что в русском языке это слово объединяет совершенно разные понятия. Мы можем сказать «я люблю кашу», мы используем слово «любовь» для обозначения взаимоотношений между полами, мы говорим, что любим Родину, и есть жертвенная любовь, о которой говорит Спаситель.
«В греческом языке для этого есть разные понятия. Любовь как служение обозначается словом «агапэ»», – рассказал отец Сергий, пояснив, что именно о такой любви повествуется в притче о милосердном самарянине, который увидел раненого и брошенного всеми человека. Не зная его и не испытывая к найденному особо теплых чувств, он осуществил в отношении него любовь как жертву: помог раненому, перевязал, отвёз в гостиницу.
К такой жертвенности и призывает нас Господь, отметил иерей Сергий Матюшин, и пусть по немощи нашей мы не можем проявить жертвенность как праведные Иоаким и Анна, как святой Иоанн Предтеча, который всем пренебрёг ради близости в Богу, как блаженная Ксения Петербургская, которая отказалась, по сути дела, от образа человеческого ради Христа и ради молитвы за своего рано умершего супруга, и как другие святые, примеры которых нам приводит Церковь, «но если мы дерзаем называть себя христианами, то должны какую-то жертвенность являть в своей жизни, делиться с ближними своими излишками, не проходить мимо страждущего, отнестись к нуждающемуся с пониманием и жертвовать ему, что можем, в том числе временем».
«Да поможет нам Господь развивать в себе эту жертвенность, чтобы иметь право с дерзновением именоваться великим именем христианина», – сказал отец Сергий.