Расставаться с родными и близкими всегда больно. Некоторые люди в моменты скорби теряют самообладание и поддаются влиянию посторонних – соседей, знакомых, представителей ритуальных служб. Однако необходимо понимать, что покупка дорогого гроба, организация поминальной трапезы с большим количеством яств и алкоголя не принесут никакого облегчения душе умершего. Преподобный Ефрем Сирин ещё в IV веке просил своих современников не устраивать ему пышных похорон, не класть тело в прекрасную гробницу, но только молиться о душе, потому что это – единственное, что действительно необходимо.
Молитвы о покойном значат больше, чем устроение достойных похорон.
Отпевание усопших
Церковь не оставляет человека и по исходе из земной жизни, но напутствует его в жизнь вечную. В храме над гробом усопшего (а в исключительных случаях заочно) совершается особое последование, именуемое в народе отпеванием. Вместе со священником близкие и родные молятся о преставившемся ко Господу, об упокоении его в Царстве Небесном.
Во время чина отпевания, совершаемого в храме, гроб стоит открытым (если этому нет препятствий). Тело покойного накрывают светлым саваном в знак того, что он находится под Христовым покровом и под защитой Церкви, которая будет молиться о его душе до конца времён. На голову покойного надевают бумажный венчик – символ воинского достоинства, ведь каждый христианин – это воин Христов.
Гроб поставляется в храме, изножием в сторону алтаря. Таким образом, лицо покойного обращено к востоку как символ того, что душа отошедшего от нас молится с братьями, еще живущими на земле. На лоб почившего как символ его христианской веры возлагается венец, представляющий собой обычно бумажную ленту с изображениями Спасителя, Божией Матери и святых. В руках у него — икона и крест.
По традиции, восходящей к временам древней Церкви, христиане во время прощания с усопшим держат в руках зажженные свечи в ознаменование горячей веры, надежды и любви в молитве за усопшего.
В начале отпевания звучат особые молитвенные песнопения, по завершении их произносится заупокойный канон, состоящий из отдельных тропарей, которые предваряются молитвенным прошением «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». В середине канона хор поет кондак: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».
По девятой, последней, песни канона присутствующие на отпевании гасят свечи, а хор поет особые стихиры, в которых говорится: то, к чему мы привязаны на земле, временно и преходяще, и от имени почившего человека верующие призываются к молитве за его душу. О том, что никогда не прейдет и не закончится, напоминают заповеди блаженств, которые возглашаются далее.
Что ждет человека за порогом смерти, рассказывает апостол Павел в послании к фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словами Господними, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4. 13 — 18).
О жизни вечной говорится в отрывке из Евангелия от Иоанна, который читает священник: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Ин. 5. 24 — 31)
После по обычаю читается особая разрешительная молитва. Затем священник сворачивает лист, на которой она напечатана, и вкладывает его в руку усопшего.
При пении стихир совершается последнее прощание с умершим. Родные и близкие почившего подходят ко гробу, целуют почившего в лоб и прикладываются к иконе в его руках.
По отпусте почившему трижды возглашается «Вечная память».
Перед закрытием гроба тело усопшего предается земле: священник с молитвой посыпает крестообразно землю на тело умершего.
В Светлую седмицу – с понедельника по субботу после Пасхи – отпевание совершается особым чином, с добавлением Пасхальных песнопений. Не совершается погребение умерших в первый день Пасхи.
Главное для усопшего – молитва о нем. Не нужно следовать суеверным советам и класть в гроб или могилу какие-либо предметы, не относящиеся к традиционному погребальному убору. В случае возникновения вопросов и недоумений необходимо, не стесняясь, обращаться с ними к священнику. Он обязательно разрешит ваши недоумения и расскажет, как достойно и по-христиански проводить усопшего.
Когда и где совершается отпевание?
Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины. На Ваганьковском кладбище отпевания совершаются как в главном храме Воскресения Словущего, так и в малом Андреевском.
Телефон ответственного за церковные требы: +7 925 106-20-65. По этому номеру можно уточнить информацию.
Чтобы оставить заявку на отпевание, а также выбрать день и время, нужно приехать на Ваганьково и обратиться к сотруднику Андреевского храма в любой день с 9 до 16 часов. Для записи нужно свидетельство о смерти.
Что такое панихида и лития?
После похорон нужно продолжать заботиться о душе усопшего. Православная традиция завещает посетить храм на третий, девятый и сороковой дни после смерти близкого. Считается, что именно в эти дни душа особенно нуждается в молитвенной поддержке. Христиане соборно молятся об усопших на Божественной литургии и совершают по ним панихиду.
Панихида – это богослужение, во время которого мы поминаем усопших и просим у Бога прощения их грехов и упокоения в Царстве Небесном.
Когда человек умирает, чин отпевания совершается один раз. Но потребность помолиться о нём остаётся у нас на всю жизнь. Для этого и совершается панихида. Живым она приносит утешение, а мёртвым – духовную пользу. Священник совершает панихиду в храме, у могилы или на другом подобающем месте.
Есть и другой, более краткий, вариант заупокойного богослужения – лития.
Панихида, как правило, совершается в день смерти или в один из ближайших дней, потом на 9-й и 40-й день после смерти. В дальнейшем панихида может служиться в дни памяти усопшего (день рождения, день смерти, день тезоименитства). Панихиду можно совершать и каждый день, и неоднократно.
В течение церковного года в храмах несколько раз совершаются особые заупокойные службы – парастасы, когда поминаются все усопшие христиане.
При этом важно знать, что главное поминовение усопших происходит на Литургии: в алтаре поданные записки с именами почивших читает священник или диакон, вынимая частицы из просфоры. А в конце богослужения эти частицы погружаются в кровь Христову со словами «омый, Господи, грехи всех, поминавшихся здесь».
Девять дней, сорок дней
Девятый день после преставления близкого – это важная веха, когда к ещё не зажившей душевной ране можно прикоснуться словами утешения, предложенными Церковью. В молитве побеседовать с Богом об усопшем. Поэтому девятый день так важен.
Также христиане приходят на 40-й день после кончины человека в храм, чтобы помолиться о нём. На 40-й день определяется, где будет пребывать душа умершего до Второго Пришествия Господа на землю. Конечно же, новопреставленный очень нуждается в молитве тех, кому он дорог. Поэтому в этот день близкие заказывают панихиду.
В принципе заупокойное богослужение может совершаться и ежедневно в течение сорока дней. Иногда просят священника служить не литию, а именно панихиду. И сами специально на неё приходят, договариваются с батюшкой о времени.
О приношении снедей в храм в дни поминовения усопших
В дни поминовения усопших – на Радоницу, в родительские субботы – верующие приносят в храм и оставляют на поминальном столике продукты: кутью, крупы, хлеб, выпечку, блины, фрукты, сладости, растительное масло, кагор. Если идёт пост – то приносят только постное.
Откуда пошла эта традиция? Своим происхождением она обязана такому явлению, как приготовление «кутии». «Кутия», «колево» или «кутья», согласно Типикону, где в конце третьей главы содержится «Чин благословения колива, си есть кутии или варения пшеницы с медом смешенныя и различными сладкими овощами украшенных и в честь и память Господских праздников или святых Божиих в церковь приносимыя», – это каша из варёной пшеницы (чаще рассыпчатого риса) с добавлением мёда, сухофруктов, мака и различных орехов.
В древности панихиды совершались непосредственно на могилах, где и поставлялись в кружке мёд и на блюде кутия с крестом на ней из сладких овощей. Однако богослужебный устав, назначая принесение её в церковь не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым внушает смотреть на кутью несколько иначе. Это вкусное и сладкое блюдо, одно из блюд праздничной трапезы, причем хотя и недорогое, но все же сладкое, лакомое, а вместе и питательное, и значит одно из лучших.
Трапеза рассматривается Уставом как непосредственное продолжение богослужения, Литургии или вечерни, по воспоминанию о первых веках христианства, когда богослужение и таинство Евхаристии соединялись с вечерей, то есть с трапезой.
Теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах. Даже в монастырях не все богомольцы пойдут на братскую трапезу. Но в праздники, как бы желая напомнить о древней практике общения в праздничной трапезе всех молившихся за праздничным богослужением, Устав повелевает приносить в храм к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Принесённое в церковь «коливо» – это как бы малая трапеза, устрояемая более состоятельными прихожанами, от коей питаются священнослужители и все присутствующие при богослужении, в особенности неимущие.
Смысл этой традиции в том, чтобы каждый христианин, которому предлагают вкусить этой особой пищи, в благодарность за это вознёс молитвы о упокоении души того, за кого принесли эту пищу и о ком просят молитв. Живущим пища необходима, чтобы продолжалась их жизнь на земле, а усопшим по молитвам живых верующих христиан даруется жизнь вечная и благая. И получается, что в настоящее время приношение разнообразных продуктов в храм стало упрощённой заменой достаточно сложной древней традиции приготовления особых блюд и напитков ко дням поминовения усопших в течение церковного года.
Продукты оставляют на поминальном столе: вкушая принесённое, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва. Для этого в принесённое можно положить записку с именем усопшего.
С течением времени в храме появился постоянный поминальный столик с Распятием и местами для свечей – он именуется «канунницей», или просто «кануном».